Описание тура
Тур
2000 Руб
Руб
О маршруте
Приглашаем на морскую или авто-пешую прогулку по акватории залива Босфор Восточный с морскими панорамами и выходом на острове Елена. С осмотром Ларионовской южной батареи, канала, мостов Золотой и Русский.
Во время экскурсии мы совершим путешествие вдоль берегов Владивостока через пролив Босфор Восточный, под мостом Русский, выйдем в Уссурийский залив, где на берегу Русского острова расположился кампус ДВФУ и новый Океанариум. Вы сможете полюбоваться красочными панорамами морских окрестностей, а наш рассказчик поведает Вам историю морской жизни Владивостока.
Объекты осмотра катерной экскурсии:
- мосты Владивостока;
- Уссурийский и Амурский заливы;
- бухта Аякс;
- бухта Парис;
- канал, остров Елены.
Объекты осмотра авто-пешеходной экскурсии: проводится только в зимнее время.
- мосты Владивостока;
- бухта Новик;
- полуостров Саперный;
- остров Папенберг;
- канал, остров Елены.
Стоимость экскурсии: по запросу от 2000 до 4500
Продолжительность экскурсии: 3 – 4 часа
Остров Русский, несмотря на свои достаточно небольшие размеры, полон интересных мест. Военные сооружения, памятники геологии и археологии. Здесь же находится остров внутри острова, а ещё – остров, бывший частью другого острова. Вот такое нагромождение слов подводит нас к истории острова Елены, который до конца XIX века был оконечностью полуострова Сапёрного.
Остров Елены имеет весьма скромные, но не самые маленькие в архипелаге размеры. В целом его не спеша можно обойти за день. Летом люди отдыхают в бухте, расположенной в западной части острова и называемой ныне Девятка. Зимой же, когда промерзает канал, многие переходят по льду на остров и гуляют как по нему, так и вокруг. Но такая доступность острова была не всегда.
Ларионовские батареи
С конца XIX века на острове размещались военные. Ещё в самом начале 1880-х годов было построено так называемое укрепление на перешейке. Располагалось оно ровно в том месте, где сейчас проходит канал. Одиноким оно просуществовало там до 1888 года. Тогда в строй ввели сразу четыре батареи на будущем острове Елены: Ларионовскую Южную, Ларионовскую Северную, Ларионовскую Уступную и Ларионовскую Центральную.
На вооружении этих батарей стояло несколько видов артиллерийских систем: 8- и 9-дюймовые пушки, 9-дюймовые мортиры, 11-дюймовые береговые пушки образца 1867 года. Ларионовская Южная расположилась рядом с мысом Крутым, Ларионовская Северная – над мысом Безымянным, Уступная – на восточном склоне горы Ларионова.
Если первые две располагались линейно со стоявшими в ряд орудиями (за исключением Южной, где орудия стояли своеобразной лесенкой с понижением в сторону правого фланга), Уступная разместилась двумя террасами, каждая на две пушки. Ларионовская Центральная же располагалась позади Ларионовской сопки и в её тылу.
На этой батарее незадолго до её упразднения были построены два подземных пороховых погреба, которые потом стали основными расходными погребами комплекса Ларионовских батарей и от которых по острову были раскинуты линии узкоколейной железной дороги – до сегодняшнего дня сохранились насыпи и бетонный мостик у Ларионовской Южной батареи. На самих же батареях в начале 1890-х построили бетонные расходные ниши для боезапаса.
Вот так начиналась военная история будущего острова. В 90-е годы XIX века Центральная батарея была упразднена, как и укрепление на перешейке. Связано это было со строительством батареи Ларионовская-На-Пике, которую расположили на вершине Ларионовской сопки. Её вершину для этого срезали и разровняли. Помимо этого, на ликвидацию укрепления на перешейке повлияло то, что в 1894 году было принято окончательное решение о строительстве канала, соединившего бухту Новик и Босфор Восточный.
Из полуострова в остров.
А вот теперь вернёмся к истории канала. Выше было сказано, что окончательное решение по нему было принято в 1894 году. При этом ещё в 1891-м проводилось разведочное бурение на месте будущего сооружения. Строительные работы проводились с 1897 по 1899 год силами 1-го и 5-го линейных батальонов. Автором проекта выступил военный инженер капитан Аркадий Порфирьевич Романович. И вот тогда-то остров Елены и стал островом. По легенде имя он получил якобы в честь дочки хозяина кирпичного завода, что стоял у посёлка Подножье. Вот только на картах это название впервые появляется в 40-е годы уже XX века. По другой версии, своё имя островок получил из-за внешнего сходства с островом Святой Елены в Атлантическом океане, где доживал свои дни и был похоронен Наполеон Бонапарт. Но это всё версии и легенды, а откуда на самом деле взялось это название – до сих пор неизвестно.
Канал был построен, и в честь официального открытия первым через него прошла шхуна «Алеут». Снимок «Алеута» в канале сейчас является самой известной исторической фотографией этого сооружения. В тот день проходом шхуны руководил командир Владивостокского порта контр-адмирал Григорий Павлович Чухнин. На церемонии открытия присутствовал губернатор Приамурского края Николай Иванович Гродеков и военный губернатор Приморской области Николай Михайлович Чичагов.
До революции военные называли его каналом для миноносок. Собственно, его и построили для маневрирования малых военных кораблей и упрощение связи с Русским островом.
В изначальном виде канал просуществовал до 1908 года, когда был произведён его ремонт – судовой проход расширили и углубили. Со времён его строительства и первого ремонта до наших дней сохранились куски каменной облицовки, которые можно увидеть и поныне. В советское время стены канала были частично укреплены металлическими конструкциями. Тогда же на входе в него со стороны Босфора Восточного были установлены светящиеся знаки. Помимо этого, у стен канала со стороны Новика стоят два опорных столба на бетонных основаниях. Это части разводного пешеходного моста, который был возведён в позднесоветское время. А уже в современной России, в 90-е, его металлические детали были украдены.